Дорогие друзья, представляю Вашему вниманию портал посвященный древнему народу меря и его сегодняшним потомкам - русским Верхнего Поволжья.
Я поместил тему в эту ветку, поскольку история меря это часть истории Руси, они жили на обширной территории современных Московской, частично Тверской, Вологодской, Ярославской, Ивановской, Костромской, Владимирской, Рязанской, Нижегородской областей. Северо-Восточные княжества: Ярославское, Переславское, Владимиро-Суздальское, Московское, полностью совпадают с границами расселения народа Меря.
Хочется так же посетить сайты "Неандертальская Русь" и "Мезозойская Русь". Надеюсь почерпнуть много нового о истории Юхотского края тех времен, тем более письменных источников столько же, как и у мерьской руси, т.е. ноль... _________________ Инициатива наказуема исполнением.
Хочется так же посетить сайты "Неандертальская Русь" и "Мезозойская Русь". Надеюсь почерпнуть много нового о истории Юхотского края тех времен, тем более письменных источников столько же, как и у мерьской руси, т.е. ноль...
"Неандертальская Русь" и "Мезозойская Русь", да пожалуйста, читайте про них в книжках Асова, Задорнова и иных индославов))))
А по истории Ярославщины у нас на сайте множество материалов.
Массированной славянской колонизации Ростовской земли не было
Самое интересное для меня в нашей археологии последних двадцати лет - переход от схемы, когда ученые лишь иллюстрировали почти умозрительные выводы, полученные романтичными кабинетными классиками XIX - сер. XX вв. к собственно науке. Так, к примеру, мнение о "повсеместном распространении курганов в Ростово-Суздальской земле" и представление о курганах как об "обязательных атрибутах древнерусского сельского ландшафта" было аксиомой, и лишь специалистам масштаба Николая Андреевича Макарова ( дир. института археологии РАН) сейчас удается выявить слабость оснований этих взглядов.
Мнение сложилось после массовых археологических раскопок графа А.С. Уварова в середине XIX века, когда во Владимирской и Ярославской губерниях было исследовано около 7500 курганов. В дальнейшем материалы владимирских курганов привлекались при решении вопросов о появлении славян в Волго-Клязьминском междуречье и их взаимодействии с субстратным финским населением - мерей (так как мерянские украшения в этих курганах были достаточно многочисленны). Возникла гипотеза о массовой колонизации региона славянами из Новгорода в IX-X вв. (а то и раньше), господствовавшая почти весь ХХ в.
Первые проблемы для этой идеи возникают в 1980-х гг., когда исследования В.А. Лапшина показали: самые первые и очень немногочисленные следы славян появляются лишь со второй четверти X в., а уверенно говорить о появлении в регионе славянского населения можно лишь в XI в.
Одновременно выясняется, что курганы с сожжениями - т.е. курганы раннего периода (IX - перв. пол. Х вв.) в могильнике Тимерево содержат материалы скандинавского и финского (прибалтийского и поволжского) происхождения, но говорить о "славянском комплексе" в них трудно. А это - уникальный памятник для региона, других ранних курганов тут нет.
Тогда же появились работы Е.А. Рябинина, показывающие отсутствие в Ярославском и Костромском Поволжье следов новгородских словен - сопок, ромбощитковых височных колец, каменных обкладок курганов. Гипотеза XIX века о словенах как колонизаторах региона в итоге отметается как безосновательная.
Добавлено: Вт Окт 02, 2012 11:50 am Заголовок сообщения:
Ростов реальный и легендарный. К 1150 летию города.
В начале сентября Ростов Великий отметил свой юбилей - 1150 лет. Представляем вашему вниманию виртуальную выставку художников из Карабихи Наталии и Владимира Бутусовых "Путешествие по Ростовской земле". Это этюды, зарисовки, картины по сказаниям Ростова Великого. Приятного просмота и мысленного путешествия по сказочной Ростовской земле!
РАН: Меряне участвовали в формировании Древнерусского государства без присутствия славян.
...включение северо-восточных (ростовских) земель в состав Древнерусского государства традиционно рассматривается как следствие славянской колонизации. Однако археологические данные позволяют подтвердить достоверность сведений о мере как о самостоятельном участнике событий начальной русской истории и получить о ней более детальное представление. (Леонтьев А.Е. На берегах озер Неро и Плещеево // Русь в IX-X веках: археологическая панорама. М.-Вологда, 2012. С. 163)
Добавлено: Ср Янв 23, 2013 11:46 am Заголовок сообщения:
Утка, Конь, Олень - шелестящие обереги.
В захоронениях финно-угорских народов, населявших Центральную Россиию, европейский Север и просторы Западной Сибири уже в эпоху неолита (III-II тысячелетия до н. э.), археологи во множестве находят так называемые шумящие подвески геометрической формы и подвески, изображающие зверей и птиц. Первоначально они возникли как непременная деталь шаманского наряда - парки, помогающая шаману в общении с духами.
Потаенная меря. Мерянские фамилии Гаврилова-яма (Ярославская область).
Общество "Metsa Kunnta" продолжает свои ономастические изыскания. В предыдущих материалах мы рассмотрели мерянские фамилии современных жителей городов Ростов, Нерехта и поселка Борисоглебский , а так же их окрестностей. Сегодня мы переносимся на 63 километра к северо-востоку от поселка Борисоглебский, и предлагаем вашему вниманию список современных мерянских фамилий жителей города Гаврилов-Ям. При переводе были использованы современные языки финской группы, в частности марийский. Перечень фамилий современных гаврило-ямцев дополнен небольшой фото подборкой мерянских антропологических типажей взятой из открытых источников.
Добавлено: Пн Апр 22, 2013 11:44 am Заголовок сообщения:
Травкин А.П. (Иваново) - Символика змеи в древностях Верхневолжья
Обращение к теме обусловлено постепенным пополнением количества археологических, этнологических и письменных источников, связанных с темой древнего волжско-финского наследия в русской культуре. Тема не теряет остроты в исторической науке сегодняшнего дня.
Рассмотрим один из мифологических образов, достаточно ярко, на наш взгляд, отраженный в разнообразных источниках. Древнейшее изображение змеи на территории Ивановской области встречено на стоянке Сахтыш 2 и относится к 3 тысячелетию до н.э.
Выполненная из кости фигурка была чётко интерпретирована Д.А. Крайновым как голова змеи. Данное изделие было найдено в коллективном захоронении номер 3 и было помещено на голову одного из погребённых. Она была не в составе костюма, и предназначалось, видимо, всем умершим как проводница в иной мир. В том же захоронении была найдена челюсть взрослого медведя, зверя, семантически связанного с Нижним миром.[1]
Добавлено: Пн Май 27, 2013 4:54 pm Заголовок сообщения:
Мерянские этнофутуристы в гостях у "Радио РОССИИ"
В гостях у Маргариты Лянге - ведущей радио программы "Народы России” побывали мерянские этнофутуристы Александр Трифонов и Андрей Малышев, которые в ходе беседы говорили не только о прошлом древних племен, населявших территорию России, но и попытались актуализировать и переосмыслить культурное наследие Московской Руси.
////
Добавлено: Сб Сен 21, 2013 5:15 pm Заголовок сообщения:
Места Силы. Нурма. Святыни народной веры
В конце августа краеведы московского и костромского отделения "Братства Леса" посетили древнюю святыню народного православия - священную рощу близ Троицкого монастыря Павла Обнорского. Место, о котором пойдет речь, находится вовсе не на реке Обноре, а на ее притоке с мерянским названием Нурма. Ну́рма переводится как Луговая река, от мерянского "нур" - луг, поле. Это слово родственно карельско-финскому nurmi - "лужайка, луг", эст. nuŕm - "возвышенность, поле", марийскому нур - "поле на возвышенности".
Преподобный Павел спасается в дупле липы(клеймо иконы XVII века)
Река, поляны и холмы вокруг неё находятся на территории древнего Комельского леса, который получил своё имя по реке Комеле, вытекающей из Никольского озера.
Очень толковый текст московского эколога, этнографа и краеведа-регионалиста Дмитрия Чащина о локальном, глобальном, корнях и месте человека в современном мире.
Долгое время своего рода «программным документом» и маяком, задающим генеральную линию краеведам России, служила статья выдающегося учёного Д. С. Лихачёва «Краеведение как наука и как деятельность». Многие мысли и идеи, изложенные в этой работе, вызывают горячую поддержку. Однако на данный момент краеведение столкнулось с новыми реалиями и новыми вызовами, которые необходимо осознать и сформулировать, чтобы сделать возможным дальнейшее успешное развитие краеведения как социально значимой деятельности.
Итак, краеведение, которое в широком смысле можно охарактеризовать как «постижение локального», сегодня имеет дело, как минимум, с двумя актуальными вызовами. Первый из них — продолжающаяся глобализация, охватывающая все сферы человеческой жизни.
Её существенными чертами являются унификация способов человеческого бытия, повышение «гибкости и мобильности» индивида, ослабление его привязанность к локальному, доминирование массовой профессиональной культуры, вытесняющей культурную самодеятельность, наделённую местной самобытностью.
Краеведение как деятельность подразумевает не просто нейтральный академический интерес, но стремление сохранить и актуализировать в настоящем времени исторические, культурные и природные особенности той или иной местности. Таким образом, краеведение и локальное мировоззрение в целом, в известном смысле, противостоят очерченному выше глобалистскому тренду. Между тем, местный и мировой рынок стремится интегрировать в себя локальную самобытность, переводя её на коммерческие рельсы, создавая ситуации, подобные известному австралийскому феномену «культура — аэропорт».
Сущность данного явления состоит в придании аборигенной материальной и духовной культуре характера товара, востребованного на туристическом рынке и среди поклонников «стиля этно». Здесь уместно вспомнить слова Д. С. Лихачёва о том, что «свободное народное искусство не должно быть подменено производством сувениров по плановой системе, без свободного творчества».
Добавлено: Сб Сен 21, 2013 5:19 pm Заголовок сообщения:
Археология. Мерянский Унорож открывает тайны
В галичском селе Унорож с 3 по 13 сентября работала Костромская археологическая экспедиция из семи человек под руководством научного консультанта КГУ Александра Новикова. Вблизи Церкви Благовещенья ими были обнаружены следы финно-угорского мерянского города X-XI веков, который XII-XIII веках плавно перешел в древнерусский город.
Но у археологов есть все основания полагать, что люди здесь жили и гораздо раньше: "Находки, сделанные на этом месте, указывают на то, что в 7-6 тысячелетиях до нашей эры здесь уже существовала сезонная стоянка наших далеких предков эпохи мезолита и укрепленное финно-угорское городище периода раннего железного века в первом тысячелетии до нашей эры", - рассказал руководитель
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах